Прежде чем приступить к регистрации СМИ, необходимо ознакомиться с нормативно-правовыми актами, регулирующими данную сферу:
— Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации»;
— Распоряжение Правительства Российской Федерации от 06 октября 2011 года № 1752-р «Об утверждении перечня документов, прилагаемых заявителем к заявлению о регистрации (перерегистрации) средства массовой информации»;
— Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 29 декабря 2011 года № 362 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной услуги по регистрации средствах массовой информации.
Далее, в соответствии со статьей 10 Закона о СМИ документы для регистрации предъявляется в следующем составе: заявление и документ, удостоверяющий уплату государственной пошлины. В рассматриваемой статье также указывается, что предъявление иных требований при регистрации средства массовой информации запрещается. В противоречие статье 10 Закона о СМИ Административный регламент требует от заявителя представления целого ряда документов. Для подтверждения сведений, указываемых учредителем (соучредителем) СМИ в заявлении на регистрацию СМИ.
1) заявитель – юридическое лицо представляет:
• копию выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, заверенную в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
• копии учредительных документов учредителя СМИ, заверенные в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
2) заявитель – индивидуальный предприниматель:
• копию свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, заверенную в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
3) заявитель – физическое лицо:
o копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, заверенную в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
4) заявитель – иностранное юридическое лицо:
• копии учредительных документов учредителя (с проставлением апостиля) и копии документов представительства данного юридического лица на территории Российской Федерации, заверенные в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
5) в случае, если регистрация СМИ производится лицом, уполномоченным заявителем, предоставляется доверенность.
Однако, как показывает практика работы с регистрирующим органом, чиновники также требуют предоставить следующий комплект документов (для учредителя – юридического лица):
• учредительные документы – нотариально заверенная копия;
• протокол либо решение о создании – копия, заверенная подписью руководителя и печатью организации.
Также уполномоченный орган предъявляет требование, не установленное в Административном регламенте, по отношению к представляемой выписке из ЕГРЮЛ – она должны быть датирована не позднее, чем за один месяц до даты представления.
Необходимо отметить еще одно неправомерное требование уполномоченного органа. В том случае, если учредителем (или одним из соучредителей) СМИ является физическое лицо, то его подпись на заявлении о регистрации (перерегистрации) СМИ должна быть нотариально заверена. Официально данное требование нигде не закреплено.
В том случае, если учредителем (соучредителем) средства массовой информации будет выступать индивидуальный предприниматель, требуется также подавать нотариально заверенную копию выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
В том случае, если название СМИ ранее было зарегистрировано как товарный знак, требуется предоставить документ, подтверждающий право на товарный знак.
Для средств массовой информации эротического характера необходимо предоставить оригинал-макет предполагаемого издания.
Также уполномоченный орган от заявителей всех форм собственности хочет видеть:
1. письмо о фактическом адресе для ведения переписки и направления корреспонденции,
2. письменное обоснование использования в названии СМИ таких слов, как: «Российская Федерация», «Россия», «российский» и их производных (при их наличии в названии СМИ),
3. письменное согласие правообладателей или согласие наследников (при использовании в названиях СМИ фамилий, псевдонимов физических лиц или производных от них),
4. письменное разрешение зарубежного правообладателя названия СМИ (при регистрации на территории Российской Федерации средства массовой информации с использованием оригинального названия СМИ, зарегистрированного и издающегося на территории другого государства).
При регистрации СМИ существует несколько нюансов, связанных с выбором названия.
То, как будет обозначено название средства массовой информации в заявлении на регистрацию СМИ, так его и пропишут в свидетельстве о регистрации СМИ. В последующем, название СМИ должно точно совпадать с выходными данными.
В названии могут участвовать «не алфавитные» символы. Например, «Правда», «Правда +», «Правда плюс» — три разных названия.
Регистрирующий орган не может отказать в регистрации СМИ, если название средства массовой информации будет похоже (созвучно) с уже зарегистрированными СМИ или зарегистрированными товарными знаками. Однако, в случае существования товарного знака с таким же (созвучным) названием, возможен иск от владельца товарного знака.
Если уже существует зарегистрированное СМИ с таким же названием (точным совпадением) и такой же формой распространения, регистрация СМИ не будет произведена. Средства массовой информации могут иметь одинаковое назавание, если формы распространения не совпадают. Например, телеканал «Правда региона», газета «Правда региона».
Лучше всего уточнить в органе Роскомназора, существует ли СМИ с нужным Вам названием. Это можно сделать по телефону или через реестр средств массовой информации.
Шкребко А.И., юрист