Об Общественном контроле

Об Общественном контроле

 На сегодняшний день, в неблагоприятных внешних условиях государству необходимо опереться на собственное общество. Успешное развитие России формируется доверием граждан к власти, социальной и предпринимательской активностью. Главная задача общества не только побуждать власть к преобразованиям, но и поддерживать власть на пути к ним. Общественность должна «взрослеть», должно сложиться доверие между властью и обществом, общественность, как и власть должна брать на себя ответственность за государство. Нынешняя ситуация в мире и стране требует активности граждан в вопросе построения гражданского общества, как необходимое условие выживания и самосохранения социума как такового.

   Гражданскому обществу не хватает потенциала, чтобы определять развитие страны, власти доверяют ему лишь обсуждение локальных вопросов. Реальный институт гражданского общества подменяется провластными НКО, которые зачастую действуют не в интересах власти, не являются эффективным инструментом налаживания диалога и построения доверия. Система НКО, как важнейший субъект гражданского общества должны работать «ситом» или назовем это «социальные буи», через которое будут выявляться системная общественная проблематика и на общей площадке в конструктивном диалоге должны отрабатываться эффективные решения для преобразования и реформ, которые необходимы обществу. Одним из самых эффективных инструментов сбора информации, является общественный контроль.

   Осознавая это, Общественной палатой РФ в 2012 году был разработан проект закона «Об общественном контроле». В сентябре 2013 года по итогам заседания Совета по развитию гражданского общества и правам человека, Президентом России было дано поручение о подготовке проекта закона об общественном контроле. В своем Послании Федеральному Собранию от 12 декабря 2013 года Президент озвучил просьбу к Общественной палате, Совету по правам человека, другим общественным и правозащитным организациям активно включиться в подготовку проекта закона «Об общественном контроле». Итогом этого стало подписание Владимиром Путиным 21 июля 2014 года Федерального закона № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля
в Российской Федерации».

Общественный контроль – что это?

   Статья 4 Закона об общественном контроле гласит: общественный контроль – это «деятельность субъектов общественного
контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с
федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений». Общественный контроль обособлен от контрольной власти государства, закрепленной в Конституции и осуществляется на основе самоорганизации граждан, а также отдельными
гражданами по их собственной инициативе. В России таким контролем по собственной инициативе занимаются социально-ориентированные некоммерческие и правозащитные организации, а также общественные палаты и советы.

  Статья 5 Федерального закона также говорит о целях и задачах общественного контроля. К целям отнесены следующие: обеспечение реализации и защиты прав и свобод граждан, обеспечение учета общественного мнения, общественная оценка деятельности органов и организаций.

  Задачи общественного контроля, согласно Закону, таковы: формирование и развитие гражданского правосознания; повышение уровня доверия граждан к деятельности государства, а также обеспечение тесного взаимодействия государства с институтами гражданского общества; содействие предупреждению и разрешению социальных конфликтов; реализация гражданских инициатив, направленных на защиту прав и свобод человека и общественных объединений; обеспечение прозрачности и открытости деятельности органов власти; формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению; повышение эффективности деятельности органов власти. Необходимо отметить, что закон не конкретизирует цели и задачи общественного контроля, а лишь декларируют общие задачи, государства.

Субъекты общественного контроля их права и обязанности.

   Глава 2 Закона посвящена статусу субъектов общественного контроля. Общественный контроль осуществляют: общественные палаты федерального уровня, уровня субъектов Федерации и муниципального уровня, общественные советы при федеральных органах исполнительной власти и при органах государственной власти субъектов Федерации (законодательных и исполнительных), общественные наблюдательные комиссии, общественные инспекции, группы общественного контроля. Введено также понятие общественного инспектора и общественного эксперта и даже понятие «иного лица общественного контроля».
Установлена возможность создания ассоциаций и союзов субъектами общественного
контроля.

 Права субъектов общественного контроля довольно широки, так, субъекты общественного контроля имеют право: запрашивать у контролируемых органов необходимую информацию; посещать эти органы в установленном порядке; подготавливать по результатам осуществления контроля итоговый документ и направлять его в органы власти, при выявлении нарушений прав и свобод человека направлять материалы уполномоченным по правам.

  Здесь нужно отметить, что такими же правами обладает любой гражданин Российской федерации, обращение его точно также является обязательным для рассмотрения и точно также он имеет право его обжаловать (ФЗ № 59 от 02.05.2006 «О порядке рассмотрения обращений граждан»), иного механизма для субъектов общественного контроля. К сожалению законодатель не предусмотрел. Законом установлено право субъектов общественного контроля обращаться в суд в защиту прав неопределенного круга лиц, в случаях, предусмотренных федеральными законами, однако, такая возможность не предусмотрена нормами Гражданского Кодекса.

 Установлена обязанность органов власти и организаций в случаях, предусмотренных законами, рассматривать и учитывать предложения, рекомендации и выводы, содержащиеся в итоговых документах, и принимать меры по защите прав и свобод в установленных законом случаях. Что это за случаи и каким образом будут учитываться предложения, рекомендации и выводы
на сегодняшний день не определено.

Формы общественного контроля.

   Статья 18 Закона определяет следующие формы общественного контроля: общественная проверка; общественная экспертиза; общественные обсуждения; общественные (публичные) слушания и другие.

   Таким образом, принятие Закона «Об общественном контроле» позволяет сделать еще один шаг к построению доверия между государством и гражданским обществом. Однако для его успешного исполнения необходимо принять дополнительные нормативно – правовые акты, иначе этот закон будет действовать лишь на бумаге.

   Для эффективного общественного контроля в России должно сформироваться ответственное гражданское общество, важнейшим этапом этого процесса является построение доверия, как основы всех социальных институтов. Для этого каждый член социума должен построить доверие на всех уровнях-личностный (члены семьи, друзья, коллеги), общественном (двор, район, город), институциональном (доверие к институтам власти).

  Возрождение доверия, как уникального социально-культурного критерия – есть основная цель нашей организации, сплотить семью-как ячейку общества, путем взаимного доверия подтолкнуть индивидуума к осознанию своей ответственности перед обществом и государством, и на этих догмах вести диалог с властью. Мы считаем необходимым стать партнером власти, способным к конструктивной критике, что создаст дополнительные гарантии для соблюдения прав граждан

   Мы работаем на достижение одной великой цели — построение здорового общества, через дела и духовное единение и как следствие укрепление величия России, ради этого мы должны поставить общее выше личного и доказывать это себе и обществу каждый день и каждый час.

Новому времени-новое  доверие!

Заместитель Председателя Правления

 Дудченко Е.А.

 

 

 

 



С
о
ц
и
а
л
ь
н
а
я
п
р
о
б
л
е
м
а
Социальная проблема
[contact-form-7 id="6711" title="Социальная проблема"]