Некоммерческий сектор, как субъект предотвращения социальных конфликтов.
Тезисы выступления Бабушкина А.В. Крымском правовом форуме в г. Алуште 30 мая.
Роль НКО в государстве достаточна многообразна. Отмечу лишь четыре аспекта:
Разумеется, все сказанное работает только в правовом и социальном государстве, для деструктивных политических режимов гражданское общество не партнер, а опасный противник.
Среди сложностей, которые я наблюдаю в работе НКО, хочу отметить:
Какова роль НКО в предотвращении конфликтов.
— конфликт интересов (включая и антагонистический конфликт, как конфликт жизненных интересов);
— конфликт позиций, взглядов и представлений;
— конфликт настроений и восприятия в основе которого лежит несовпадения участниками конфликтов восприятия действий друг друга, негативная психологическая установка оппонентов в отношении друг друга.
— использование конфликта для достижения своих целей;
— участие в конфликте;
— изучение конфликта и поддержка в нем правой стороны;
— предотвращение конфликтов.
В отличие от таких субъектов, как обычный человек и должностное лицо у НКО больше возможностей для предотвращения конфликтов, а в отличие от политической партии – глубже мотивы для вмешательства в конфликт с целью его предотвращения.
— общественный контроль;
— общественная экспертиза, в т.ч. аникоррупционная экспертиза Минюста;
— общественный аудит, как выборочная проверка решений, нормативно- правовых актов или практик, которые являются конфиктогенными;
— общественная оценка конкретного должностного лица, органа, решения, практики;
— обучение граждан, должностных лиц, специалистов способам предотвращения конфликтов.
— Общественные Наблюдательные комиссии;
— Общественные Советы при органах власти, в основном такие Советы созданы при исполнительных органах власти;
— структуры, созданные в соответствие с 212-ФЗ об общественном контроле;
— структуры, созданные на основании регионального или местного законодательства; например в Москве это – общественные советники при главах Управ, Советы общественных пунктов охраны порядка или Молодежные Палаты районов;
— НКО, работающие в сфере медиации (медиативные практики иногда и применимы при общественном контроле, по крайней мере, если конфликт имеет выраженное межличностное содержание независимость от участников конфликта, отделение человека от его позиции).
Однако имитационные и карманные структуры при предотвращен и урегулировании конфликта с этой задачей не справятся и скорее всего принесут не пользу, а вред, подлив масло в огонь противостояния.
— тюремные;
— экологические;
— строительные;
— земельные;
— трудовые;
— политические;
— судебные.
НКО, имеющие положительный опыт работы с этими конфликтами, — золотой фонд гражданского общества.
— наличия влиятельных и искренних партнеров во власти;
— готовности власти и гражданского общества действовать по правилам;
— морально- политического климата в стране или в регионе.
— Обратиться в Министерство по делам Республики Крым и Общественную Палату РФ для создания ОНК в Республике Крым и г. Севастополь сократить срок, в течение которого должны в зарегистрированном по законам РФ виде существовать общественные объединения, выдвигающие кандидата в состав ОНК, до одного года;
— включить малочисленные коренные народы Крыма в Перечень малочисленных народов России;
— воссоздать крымско-татарский телевизионный канал и обеспечить развитие крымскотатарских медиа, а также средств массовой информации других народов Крыма;
— провести мониторинг открытости сайтов ФОИВ Республики Крым;
— просить Конгресс защиты прав и свобод человека «Мир» проводить внутрисекторный мониторинг деятельности правозащитных организаций Крыма;
— ориентировать НКО Крыма и г. Севастополь на использование в своей работе ст. 5 172-ФЗ от 2009 года «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» и приказа Минюста РФ от 27 июля 2012 г. N 146 «Об утверждении Административного регламента Министерства юстиции Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению аккредитации юридических и физических лиц, изъявивших желание получить аккредитацию на проведение в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации» для проведения соответствующих экспертиз.
А. Бабушкин