Выступление Бабушкина А.В., председателя МОО «Комитет за гражданские права» и члена Совета по правам человека при Президенте РФ

Выступление Бабушкина А.В., председателя МОО «Комитет за гражданские права» и члена Совета по правам человека при Президенте РФ

Некоммерческий сектор, как субъект предотвращения социальных конфликтов. 

Тезисы выступления Бабушкина А.В.  Крымском правовом форуме  в г. Алуште 30 мая.

           Роль НКО в государстве достаточна многообразна. Отмечу лишь четыре аспекта:

  1. Развитие неправительственного сектора повышает стабильность государства, НКО выступают амортизатором при кризисах и потрясениях, а  для социального государства являются подушкой безопасности;
  2. НКО через осуществление общественного контроля защищать общество и саму власть от деформаций и злоупотреблений в их среде, предотвращает нарушения прав человека;
  3. НКО становятся площадками испытания и внедрения новых социальных, экономических, правовых технологий.
  4. Неправительственный сектор в правовом государстве выступает кадровый резерв для органов власти.

Разумеется, все сказанное работает только в правовом и социальном государстве, для деструктивных политических режимов гражданское общество не партнер, а  опасный противник.

           Среди сложностей, которые я наблюдаю  в работе НКО, хочу отметить:

  1. Неготовность части власти и НКО к диалогу.
  2. Отсутствие механизма учета мнения гражданского общества по различным вопросам жизни общества, законодательства, правоприменительной практике.
  3. Наличие среди НКО тех, кто подменяет реальную работу имитацией, тенденция  превращения институтов гражданского  общества, например Общественных Советов при  органах власти,  в имитационные  структуры.
  4. Недостаточное финансирование деятельности НКО, создание административных барьеров для НКО, которые хотят самостоятельно заработать средства на свою деятельность.
  5. Недостаточная правовой базы, затрагивающей деятельности ОНК (например, в части статуса экспертов ОНК, волонтеров СО НКО, рассмотрения обращений НКО, действующих в публличных интересах).      

Какова роль  НКО в предотвращении конфликтов.

  1. Следует выделить 3 группы конфликтов:

— конфликт интересов (включая и антагонистический конфликт, как конфликт жизненных интересов);

— конфликт позиций, взглядов и представлений;

— конфликт настроений и восприятия в основе которого лежит несовпадения участниками конфликтов восприятия действий друг друга, негативная психологическая установка оппонентов в отношении друг друга.

  1. Роль конфликтов неоднозначна: с одной стороны, конфликты являются двигателем  преобразований, изменений, обновления, с другой – создают условия для  роста напряженности, радикализма, насилия, противоправных посягательств. При этом следует иметь в виду, что конфликта, которого нельзя предотвратить, нет. И даже конфликты, давшие позитивный импульс развитию, могли быть предотвращены, а развитие могло быть достигнуто без разрушительного воздействия конфликта, хотя, возможно, и более медленными темпами.
  1. Модели поведения субъекта, в том числе НКО, в конфликтах:

— использование конфликта для достижения своих целей;

— участие в конфликте;

— изучение конфликта и поддержка в нем  правой стороны;

— предотвращение конфликтов.

В отличие от таких субъектов, как обычный человек и должностное лицо  у НКО больше возможностей для предотвращения конфликтов, а в отличие от политической партии – глубже мотивы для вмешательства в конфликт с целью его предотвращения.

  1. Рассмотрим виды механизмов предотвращения конфликтов:

— общественный контроль;

— общественная экспертиза, в т.ч. аникоррупционная экспертиза Минюста;

— общественный аудит, как выборочная проверка решений, нормативно- правовых актов или практик,  которые  являются конфиктогенными;

— общественная оценка конкретного должностного лица,  органа, решения, практики;

— обучение граждан, должностных лиц, специалистов способам  предотвращения конфликтов.

  1. Кто выступает в качестве субъектов предотвращения конфликтов среди институтов гражданского общества? Это —

— Общественные Наблюдательные комиссии;

— Общественные Советы при органах власти, в основном такие Советы созданы при исполнительных органах власти;

— структуры, созданные в соответствие с 212-ФЗ об общественном контроле;

— структуры, созданные на основании регионального или местного законодательства;  например  в Москве это – общественные советники при главах Управ, Советы общественных пунктов охраны порядка или Молодежные Палаты районов;

— НКО, работающие в сфере медиации (медиативные практики иногда и применимы при общественном контроле, по крайней мере, если конфликт имеет выраженное межличностное содержание  независимость от участников конфликта, отделение человека от его позиции).

Однако имитационные и карманные  структуры при  предотвращен и урегулировании  конфликта   с этой задачей не справятся и скорее всего принесут не пользу, а вред, подлив масло в огонь противостояния.

  1. Среди важных сфер конфликтов конфликты;

— тюремные;

— экологические;

— строительные;

— земельные;

— трудовые;

— политические;

— судебные.

НКО, имеющие положительный  опыт  работы с этими конфликтами, — золотой  фонд гражданского общества.

  1. Однако востребованность потенциала гражданского общества в преодолении и предупреждении конфликтов зависит от:

— наличия влиятельных и искренних партнеров во власти;

— готовности власти и гражданского общества действовать по правилам;  

— морально- политического климата в стране или в регионе.  

  1. Мои предложения по резолюции Форума следующие:

— Обратиться в Министерство по делам Республики Крым и Общественную Палату РФ для создания ОНК в Республике Крым и г. Севастополь сократить срок, в течение  которого должны в зарегистрированном по законам РФ виде существовать общественные объединения, выдвигающие кандидата в состав ОНК, до одного года;

— включить малочисленные коренные народы Крыма в Перечень малочисленных народов России;

— воссоздать крымско-татарский телевизионный канал и обеспечить развитие крымскотатарских медиа, а также средств массовой информации других народов Крыма;

—  провести мониторинг открытости сайтов ФОИВ  Республики Крым;

— просить Конгресс защиты прав и свобод человека «Мир» проводить внутрисекторный мониторинг деятельности правозащитных  организаций Крыма;

— ориентировать НКО Крыма и г. Севастополь на использование в своей работе ст. 5 172-ФЗ от 2009 года «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» и приказа Минюста РФ от 27 июля 2012 г. N 146 «Об утверждении Административного регламента Министерства юстиции Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению аккредитации юридических и физических лиц, изъявивших желание получить аккредитацию на проведение в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации» для проведения соответствующих экспертиз.

А. Бабушкин

IMG_1213 IMG_1215



С
о
ц
и
а
л
ь
н
а
я
п
р
о
б
л
е
м
а
Социальная проблема
[contact-form-7 id="6711" title="Социальная проблема"]